Опубликовано: 06 Апреля 2013

Сегодня большинство лифтов, эксплуатируемых в жилых домах, должны быть остановлены как такие, которые отработали свой срок. Их необходимо восстанавливать, модернизировать или полностью менять. Решение остается за владельцем. В какую сумму это обойдется — никто не подсчитывал, поскольку никто не спешит этого делать. Зачем? Они работают. А вот если их остановить, то это грозит серьезным социальным взрывом в районе, городе, и во всем обществе. Гораздо проще найти виновного в поломке или падении лифта, а не решать проблему в целом.
Сегодня можно утверждать, что за последние 20 лет восстановления лифтового парка в жилых домах, их капитальный ремонт почти не проводился. Если говорить об Украине, то финансирование таких мероприятий осуществляется за счет средств государственного бюджета в рамках Закона «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009 — 2014 годы». Фактические же платежи на восстановление лифтового хозяйства жилищного фонда в 2010-2011 гг. за счет государственного бюджета составили лишь 1,4% от необходимых затрат. В течение 2012 г. в Украине заменили только 161 лифт, с них 102 — в Киеве, 45 — в Луганске и четырнадцатый Житомире. В других городах эта работа не проводилась. Причину все называют одну — отсутствие финансирования.
Для того чтобы определить болезненные вопросы лифтового хозяйства, нужно провести его качественную и своевременную экспертизу. На рынке Украины работают почти 400 предприятий, которые могут это сделать. Вообще, как отметили участники семинара, который был организован Главным учебно-методическим центром Госгорпромнадзора и посвящен вопросам принятия в эксплуатацию, диагностики и экспертного осмотра лифтов, сегодня специалистам лифтового хозяйства необходимо объединиться. На данный момент уже создана Ассоциация лифтеров, но ее роль в решении проблем действительно опасного для жителей Украины хозяйства пока незначительна. А задач, требующих решения, — не перечислить.
Например, почему стоимость одних и тех же видов работ в различных специализированных организациях, проводящих экспертизу и ремонт лифтового оборудования, существенно отличается: возможно, кто-то выполняет не полный перечень заявленных работ или закладывает «откаты» в итоговую сумму? По мнению специалистов, чтобы раз и навсегда решить эти вопросы, нужно переложить ответственность за состояние лифтов на их владельцев. Тогда они будут думать не об экономии, а о безопасности людей. На семинаре были также затронуты вопросы качества проведения экспертизы и оформления экспертных заключений о состоянии лифтов. «Из года в год увеличивается количество несчастных случаев, которые происходят при использовании и падении лифтов, — отметил заместитель Председателя Госгорпромнадзора Степан Дунас. — Поскольку, как свидетельствуют факты, очень много злоупотреблений, много некачественной работы при обслуживании этих подъемных устройств ». Он также отметил, что уделяя большое внимание техническому состоянию объектов, служба иногда забывает о необходимости контроля за организацией работы по содержанию и эксплуатации лифтов со стороны владельцев и специализированных организаций. Это, в свою очередь, приводит к тому, что техническое обслуживание лифтов выполняется лишь на бумаге, полностью устраивает их владельцев — ведь они сэкономили деньги. В итоге имеем, что один недоделал, второй сэкономил, а виновником остается Госгорпромнадзор. И никого не волнует, кто владелец этого лифта и кто его обслуживает. Крайнего уже нашли.
Когда мы заходим в лифт, то видим оплавленные кнопки тусклый свет (если оно есть), и мы даже не задумываемся над тем, в каком состоянии находятся тросы, станция управления,другие агрегаты и механизмы. Возможно, это и правильно. Ведь мы верим, хотя надеемся, что ответственное лицо или организация качественно выполнили свою работу, а значит никакой опасности нет.
Однако, сегодня одному электромеханику приходится следить за безопасной работой около 100 лифтов. Начиная работу, он уже знает, что ему нужно подключить, например, 10-15 лифтов, поскольку в большинстве городов просто отсутствуют аварийные службы лифтов. Легко сказать — подключить. Сначала нужно найти причину остановки, необходимые запасные части, устранить поломку, а потом запустить лифт в работу. Это вам не заграница, где CMC о поломке лифта поступает на сотовый телефон электромеханика, а на дисплее подъемного устройства высвечивается причина его остановки. Это наши лифты — еще советские! Сколько времени понадобится на пуск одного? А если их десять? Когда выполнять плановое обслуживания других? И все это при небольшой зарплате электромеханика. Если лифт не запустить, это угрожает не столько жалобами жителей, сколько другой неприятностью — кражей. Ведь в шахте лифта многие металлы, которыми интересуются вандалы XXI века.
Следовательно, количество лифтов, требующих замены, в нашей стране десятки тысяч, а своего завода по производству такой техники нет. Да, собирают частями. Да, завозят. Но своего нет! В Казахстане, где население в семь раз меньше, чем в Украине, — такой завод есть, а у нас — нет. Вот и стоят порой лифты иностранного производства в ожидании, когда же самолетом в Украину привезут какое-то реле.
А много денег нужно, чтобы создать действенную нормативно-правовую базу по вопросам ремонта и обслуживания лифтового хозяйства? Как отмечали участники семинара, если в 70-е годы прошлого столетия существовало три документа, регламентирующих работу лифтеров, то сегодня их более 20. И с каждым днем их количество увеличивается.
Сейчас происходит гармонизация украинской законодательной базы с европейской. И те требования, которые заложены в нормативно-правовой базе ЕС, к сожалению, у нас отсутствуют. Взять, к примеру, использование тросов диаметром 6,5 мм. Они широко применяются во многих странах Евросоюза, а у нас запрещены. Хотя при современном качестве используемых материалов их применение гораздо выгоднее: они мягкие, а значит легче гнутся и дольше используются, они меньшей массы, а следовательно их легче менять. Но для применения таких тросов опять же нужно разрабатывать нормативную базу или вносить изменения в ту, которая действует.
Почему падают лифты? Они вообще не должны падать, ведь существуют системы защиты, клинья, другие устройства безопасности. В случае поломки, лифты должны останавливаться, но при этом лифты все равно падают и калечат наших сограждан. Это единственный вопрос, который остался без ответа. Но главный вывод — нужно еще раз подумать, перед тем как войти в лифт. Нужно также сказать, что большинство лифтов в Украине и России отработали свой 25-летний ресурс, и подлежат техническому обследованию для решения вопроса относительно их ремонта и дальнейшей эксплуатации. Они нуждаются в модернизации или замене, поскольку опасны для граждан.
В советское время было очень модным плановое техобслуживание и ремонт. Однако потом оказалось, что это приводит к потерям ресурса машины из-за того, что ее ставили на плановый ремонт, хотя она могла еще использоваться. После этого было принято решение о комбинированной системе обслуживания и эксплуатации. Это более рационально, особенно для объектов повышенной опасности, а ремонт — по результатам обслуживания. Но в конце 80-х годов произошел фактический переход к более опасной системы обслуживания — только по необходимости. Под такое обслуживание часто попадали и объекты, которые имели критический срок эксплуатации, аварии на которых могли привести к большим разрушениям и травм людей. Эта же система преимущественно действует до сих пор.
Итак, лифты падают и ситуация с ними до сих пор грозит стать безвыходной. Их замена или масштабные ремонты почти невозможны из-за отсутствия надлежащего финансирования. Угрожающе увеличивается количество лифтов, которым около 40 лет. Многие из них находятся в процессе экспертных обследований, и по их результатам выявлено значительное количество деталей, сборочных единиц, механизмов в критическом состоянии.
Одним из направлений работы Института проблем надежности машин и сооружений является техосмотр и ремонт грузоподъемных кранов. И когда мы встретились с аналогичной проблемой старения стреловых самоходных кранов, то пришли к выводу, что ее решать надо на основе теории надежности, т.е. исследование количественных показателей по наработкам к отказу в работе, между отказами и параметрами потока отказов. Это конечно же, ресурсная характеристика каждой детали. Был разработан государственные строительные нормы — рациональная система техобслуживания и ремонта всех типов стреловых самоходных кранов. Нормы были согласованы со многими министерствами и введены в действие.
Эта работа осуществлена на основе большого количества информации об отказах и повреждения — было собрано более 40000 сообщений. Информация была математически и инженерно проработана, подкрепленная теоретическими законами. Была создана специальная структура видов таких работ, в основу которой положены так называемые ремонтные комплекты. Система техобслуживания была плановой, а виды ремонтов — номерные.
Сейчас целесообразно было бы взять несколько лифтов различных сроков эксплуатации под постоянное наблюдение. А потом систематизировать эту информацию, создать условные характеристики для типов лифтов. Это было бы первым шагом к созданию новой системы обслуживания и ремонта лифтов. Главное, что тогда можно будет проводить определенные номерные ремонты и производить ремонтные детали и сборочные узлы. Главное в этом деле — финансирование сбора статистической информации. Сейчас нужно бросить все силы науки, чтобы решить проблему лифтового хозяйства, в частности проблему падание лифтов. Но решать ее нужно на государственном уровне.

Источник: firepeople.info