Опубликовано: 06 Апреля 2013

В этом году исполняется 110 лет от появления в Европе первой механизированной пожарной части. Это произошло в Германии, в городе Ганновере. С тех пор борьба с пожарами вышла на новый этап. Но известные нам пожарные автомобили с бензиновыми двигателями не сразу получили широкое применение.
Сначала механизация доставки средств и собственно тушение пожара достигали с помощью пожарных автомобилей на паровой и электрической тяге. И только в начале XX века пожарные автомобили получили соответствующий тип шасси с двигателем внутреннего сгорания и схему расположения противопожарного оборудования на нем, которую долгие годы использовали в пожарном деле.
Идея создания самодвижущегося транспорта появилась одновременно с появлением паровой машины, которую реализовал в 1769-1770 годах французский инженер Николя Кюньо. Он построил тележку с паровым двигателем скорость передвижения которой не превышала 4 км / час. А уже в начале XIX века в Англии стали использовать подобные машины как общественный транспорт, а в случае необходимости — для доставки средств пожаротушения.
Конструкторская мысль о создании паровой установки пожаротушения берет начало в США. После изготовления первого парового пожарного насоса (1832 год) специалисты поняли, что такие средства борьбы с огнем достаточно надежные и мощные, но они не самоходные. Отцом самоходного парового пожарного насоса считают английского инженера Пола Р. Ходжа (1808-1870 гг.), создавший свое детище 1840 года в Нью-Йорке.

Первый самоходный пожарный насос Пола Р. Ходжа

Машина была большая, весила 8 тонн, поэтому передвигалась очень медленно и не смогла заменить коней. Однако насос обеспечивал максимальную производительность 4500 л / мин, а струя воды достигала 50 м. Испытания провели 27 марта 1841 в Нью-Йорке.
Успешные исследования побудили ряд фирм к подражанию. И вот в Нью-Йорке в 1858 году фирма «Новель-Йоркс» создает значительно более совершенную паровую установку пожаротушения, которая получила название самоходного парового пожарного насоса. По конструкции он напоминал паровоз. Имел горизонтальный котел с паровой машиной и поршневой насос, производительность достигала 5000 л / мин при давлении 5 атм. Обслуживали машину два человека, один человек руководил движением, а второй следил за работой паровой машины. Пожалуй, первый опыт увенчался успехом, так как фирма выпустила еще три таких машины.
Американская фирма «Амоскеден» из Манчестера 1867 году также построила для Бостона такую машину, которая успешно работала в городской пожарной команде до 1903 года. 1889 «Амоскеден» выпустила новый тип парового пожарного автомобиля с поршневым насосом, производительность достигала 6000 л / мин. Всего фирма выпустила почти двадцать таких автомобилей.
В Европе первый пожарный автомобиль за прототипом «Новель-Йоркс» выпустила лондонская фирма «Уильям Роберт». Машина неплохо зарекомендовала себя на многих пожарах. Однако автомобили с горизонтальным котлом имели существенный недостаток — из-за большой массы были громоздкими, а скорость — низкой, их нельзя было использовать для перевозки команды и пожарного оборудования.
Кроме США и Англии, к созданию своих автомобилей подошла и Германия, которая поставляла на рынок собственную продукцию. Преимущественно это были фирмы, которые выпускали технику с паровым приводом, а именно: «Браун», «Буш», «Фладер» и др. Передовиком стала нюрнбергская фирма «Юстус Кристиан Браун», известна еще с 1845 года. Она до конца XIX века считалась одной из крупнейших фабрик по поставке паровых насосов пожарным командам Германии. 1890 фирма создала серию самоходных паровых насосов, из девяти машин. Они имели по одному паровому двигателю. Оперативный выезд гарантировался постоянным подогревом воды в котле.
Стремление создать универсальный тип пожарного автомобиля побудило фирму «Магирус» в 1902 году построить модель, на которой, кроме парового котла с машиной и насосом, предназначалось место для оборудования и команды. По схеме строения транспортное средство повторяло паровые насосы на конном ходу. Сзади устанавливали водяной котел. Паровую машину располагали вертикально в центре шасси, она с помощью передач приводила в движение автомобилю и благоустроенном снизу насоса производительностью 2000 л / мин. Рукавная катушка была впереди. Боевой расчет пять человек.

Пожарный автомобиль «Магирус» с пожарным расчетом 1902 год

Мощность двухцилиндровой паровой машины достигала 55 л.с., что позволяло развивать скорость до 25 км / час. Запаса топлива хватало для обслуживания района в радиусе 30 км. Для поддержания в котле давления, необходимого для выезда по тревоге, в гараже сооружали специальную печь, которую топили коксом. Во время движения к месту вызова и для быстрого поднятия пары котел топили керосином, а на месте пожара — керосином и углем, что обеспечивало поддержание давления в 10 атм. Расход керосина на путь передвижения составляла 2,5 л / км пробега. Автомобиль с полной нагрузкой весил 5,9 т. Характерно, что такие машины работали несколько лет без ремонта, надо объяснить должным за ними уходом. Описанные автомобили уже больше соответствовали пожарным требованиям, однако значительного распространения не получили, их использовали только в больших городах с хорошими автодорогами. Например, известно, что в царской России власть Риги приобрела паровой пожарный автомобиль для городской пожарной команды.
Стоит отметить, что в то время уже приобрели популярность несколько типов поводу паровых установок пожаротушения. Обычно это были двухцилиндровые паровые машины с механизмом на включение водяного насоса. В машинах фирм «Браун», «Буш» и «Магирус» движение передавался на задние колеса с помощью цепей и зубчатых передач. Фирма «Фладер» изготавливала автомобили с приводом через отдельные валы на передние колеса. Автомобили трехколесные с двухцилиндровых паровых машин, непосредственно соединялись с передним колесом автомобиля, изготовляла фирма «Браун».
Смелое нововведение внедрила фирма «Магирус», построив в 1904 году на базе парового автомобиля поворотную механическую лестницу с высотой 22 м для пожарной команды Кельна. Несколько паровых машин обеспечивал передвижение (привод на задние колеса), подъема и выдвижения комплекта колен.
Пик расцвета паровые пожарные установки, в том числе автомобили достигли в 1910 году, но, несмотря на многочисленные усовершенствования, они стали уступать место машинам с электроприводом и двигателями внутреннего сгорания. Главная причина заключалась в том, что паровые пожарные автомобили были с водотрубными котлами и они, как паровые, имели машины простого расширения, поэтому для поднятия давления пара нужно было создавать давление до 10-12 атм и затратить на это 10 -15 мин. Поэтому для обеспечение постоянной готовности к выезду принадлежало все время поддерживать давление пара в котле до 4-6 атм., для чего в части обустраивали специальные подогреватели. Последний самоходный паровой пожарный насос выпустила фирма «Буш» уже на шасси.

Пожарный автомобиль с Паровой установкой пожаротушения

И напоследок надо вспомнить мнению современника, высказанное в одном из немецких журналов того времени: «… несмотря на значительные эксплуатационные расходы, паровые пожарная автомобили не могли значительно послабить того большого экономического эффекта, что представлял собой переход на автотягу, и эти первенцы пожарного машиностроения сыграли выдающуюся роль, открыв путь к поискам новых способов механизации противопожарного автотранспорта».

Источник: firepeople.info