Опубликовано: 06 Апреля 2013

В последние годы в Украине высокими темпами проводят реконструкцию, капитальный ремонт и техническое переоснащение промышленных и общественных зданий сооружений под объекты различного назначения. Это также касается и объектов водного транспорта. В крупных, средних и даже малых городах, где есть водоемы (река, море, озеро) для обустройства гостиниц, ресторанов, офисных помещений используют судна. Для этих целей используют стояночные, пассажирские, постоянно или временно эксплуатируют у причала (берега), а также выведены из эксплуатации судна.
Пожарная безопасность на судах является чрезвычайно важной. Суда являются автономными, их помещения с разной степенью пожарной опасности располагаются рядом, в их конструкциях есть горючие материалы, в помещениях есть источники зажигания, пути эвакуации ограничены. Названные факторы, повышают пожарную опасность судов. В связи с этим вопросы обеспечения безопасности людей при авариях или пожаров на судах является особенно актуальным.
Суда проектируют и строят по специальным правилам, в отличие от зданий и сооружений. Нормы безопасности в этих правилах постоянно совершенствуют с учетом мирового опыта. В Украину классификацию гражданских судов и технический надзор за ними осуществляет национальное классификационное общество — Регистр судоходства Украины. Согласно Правилам Регистра судоходства Украины, «стояночные суда — несамоходные плавучие сооружения с корпусом понтонного типа или судового образования, которые обычно эксплуатируют у причала (берега)». Наличие у судна действующего класса Регистра означает, что оно находится под наблюдением предусмотренным Правилами классификационного общества за его техническим состоянием. По условиям эксплуатации и символом класса судно должно полностью или в определенной степени соответствовать требованиям Правил, которые на него распространяются по назначению. В Правилах Регистра содержатся требования к пожарной безопасности на судах, а именно к конструктивным элементам противопожарной защиты судна, систем пожаротушения и пожарной сигнализации, а также к противопожарному оборудованию и обеспечению.
Независимо от организационно-правовых форм собственности, контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах и ​​судах, расположенных в населенных пунктах осуществляет государственная пожарная охрана МЧС Украины в порядке, установленном Руководством по организации работы органов государственного пожарного надзора, и на основании действующих документов. Согласно ст. 2 Закона Украины «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности на судах является составной частью производственной и другой деятельности должностных лиц, работников предприятия, учреждения, организации и предпринимателей. Обеспечение пожарной безопасности судов является одной из актуальных задач, стоящих перед владельцами этих объектов. В процессе реализации этой задачи возникает взаимодействие между собственником и пожарной охраной на основе общих интересов, поскольку обе стороны заинтересованы в предотвращении пожара. Судно это большое и сложное автономное сооружение, где каждый из сотрудников должен быть неофициальным инспектором ради личной безопасности.
Образование пожаров на судах имеет свою специфику вследствие архитектурно-конструктивных и технологических особенностей строительства, и существенно отличается от пожаров в зданиях и сооружениях. При пожаре на судах чаще наблюдаются явления, характеризующие высокую скорость распространения опасных факторов пожара и предопределяют исключительность и сложность эвакуации людей.
Во время пожара на судах наблюдается быстрая теплопередача от очага пожара в смежные помещения, чем в зданиях, вследствие высокой теплопроводности металлических конструкций или разрушения в процессе нагрева конструкций из легких сплавов (пластмасс). Преимущественно пожар возникает в одном из помещений (каюте, салоне, кладовой) и некоторое время развивается незаметно. Чаще пожар на судах возникает в жилых и служебных помещениях, а также в машинных отделениях из-за неосторожного пользования огнем, неисправности оборудования, нарушения правил технической эксплуатации энергетических установок и противопожарных требований. Желание улучшить условия пребывания людей на судах привело к широкому применению для отделки помещений различными полимерными и текстильными материалами (ковровые покрытия, шторы и т.п.). Данные материалы увеличили вероятность не только быстрого развития пожара, но и возникновение их даже от таких маломощных источников огня, как непогашенные спички и сигареты. По данным Международной морской организации, количество пожаров на судах, связанных с зажиганием такого типа, составляет в среднем 29%. Суда можно считать объектами с массовым пребыванием людей, которые плохо знакомы с устройством судна и не могут знать структуру путей эвакуации. Для того, чтобы обеспечить пожарную безопасность на судах, нужен перечень специальных противопожарных мероприятий, которые будут гарантировать безопасность для всех людей, находящихся на судах.
Важным шагом в направлении обеспечения пожарной безопасности судов был разработан специалистами УкрНИИПБ МЧС Украины нормативный акт НАПБ Б 01.010-2007 Правила пожарной безопасности для судов, используемых в сфере досуга, отдыха и развлечений, утвержденный приказом МЧС Украины от 29.03.2007 за № 191 и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 16.04.2007 под № 373/13640. Особая потребность в таких Правилах определена в процессе исследований, которые предусматривали подбор, изучение и анализ действующих нормативных документов судостроительной отрасли, регламентирующих требования безопасности. Были проанализированы информационные материалы о пожарах на судах и их причины, а также рекомендации по предотвращению, обследовано несколько судов, которые используют как гостиницы и рестораны. Вследствие такого исследования было выявлено немало недостатков в противопожарном состоянии судов, а именно:

  • для отделки помещений судна использовали легковоспламеняющиеся текстильные материалы;
  • нет системы дымоудаления;
  • на путях эвакуации устроены пороги;
  • электрические провода от светильников и другого электрооборудования проложены по ковровому покрытию;
  • в помещении, где установлен электрический щит, обустроено кладовую и раздевалку для персонала;
  • нет пожарной сигнализации и первичных средств пожаротушения и т.п.

Разработка правил пожарной безопасности для судов позволила в одном документе оптимально сформулировать общие и специфические регламентные требования по обеспечению пожарной безопасности на судах, выполнение которых гарантирует достаточный уровень защиты людей от пожаров. В нормативном документе определены следующие основные положения:

  • область применения Правил;
  • обязанности владельцев судов, других должностных лиц, работающих на судне, и посетителей этих судов по обеспечению пожарной безопасности, а также степень их ответственности за нарушение Правил и требований других действующих нормативных документов этой отрасли;
  • требования к содержанию прилегающей территории, к пожарной безопасности при эксплуатации судов, реконструкции, капитального ремонта и технического переоснащения, относительно средств пожаротушения и другого оборудования, предложения с нормами оснащения судов огнетушителями, а также действий при пожаре.

Однако мало кто из владельцев судов без напоминания инспекторов государственного пожарного надзора задумываются над проблемой соблюдения и выполнения норм пожарной безопасности. На действия работников МЧС они часто реагируют неадекватно и не спешат выполнять предписания инспекторов государственного пожарного надзора.
Многие предприниматели Киева, которые временно используют стояночные суда как рестораны, хотят получить разъяснения относительно применения должностными лицами МЧС Правил пожарной безопасности для судов, используемых в сфере досуга, отдыха и развлечений. Согласно п. 4.1,2 этих Правил «к судам устраиваются подъезды с площадками (пирсами) размером не менее 12×12 м для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года». Владельцам таких заведений важно знать, что во время тушения пожаров на судах подразделения МЧС используют пожарные автомобили. Для подъезда к таким объектам и свободного маневрирования должны быть устроены площадки с твердым покрытием. Эти площадки нельзя использовать для стоянки транспорта, торговых палаток, киосков и т.п.

Источник: firepeople.info