Опубликовано: 13 Октября 2013

ТигрРоссийский военный автопром жив и выдает новейшие колесные и гусеничные машины мирового класса. Одной из них по праву считается транспортная машина «Тигр», уже не раз представавшая во всей своей красе перед требовательными взорами автомобильных специалистов. И не только армейских.
История создания этой машины весьма поучительна. В 1999 году военное ведомство Объединенных Арабских Эмиратов через соответствующие фирмы сделало заказ российским автопроизводителям на изготовление нескольких образцов высокомобильного транспортного средства, пригодного для использования в жестких условиях Аравийской пустыни. Это должен был быть бронированный автомобиль высочайшей проходимости, обеспечивающий достаточно комфортные условия для экипажа и десанта. Горьковчане успешно справились с заданием, и уже через два года, в марте 2001-го, на выставке в Абу-Даби три красавца автомобиля предстали перед удивленными взорами присутствующих. «Tiger» — так назвали машину — пришелся «по вкусу» всем. И статью, и задиристым, «тигриным» норовом. Но… как иногда случа ется в мире бизнеса, дальнейшее сотрудничество арабов с нашими автомобилестроителями не заладилось. Утешало лишь то, что работы по производству этой небольшой опытной партии машин оплатили заказчики. То есть россияне практически бесплатно получили прекрасный бронеавтомобиль для своих силовых структур. И не только для них. Автомобиль также пришелся ко двору газовикам, нефтяникам, инкассаторам и многим другим. Цена «Тигра», правда, несколько «кусается» (по некоторым оценкам порядка 60—65 тысяч долларов), но за хорошую функциональную машину и больших денег не жалко. Особенно если к прочим достоинствам автомобиля прибавляется комфортный салон с климатической установкой.
Военные же присматривались к «Тигру» дольше, и только в сентябре прошлого года тогдашний министр обороны Сергей Иванов, побывав на Горьковском автозаводе, объявил о планируемых закупках этих внедорожников.
Что же собой представляет «Тигр»? Это бронированный автомобиль 5-го класса зашиты. Сварной бронекорпус имеет 5-миллиметровую толщину и может выдержать попадание автоматной пули с дистанции 5-10 метров. В боковых стенках машины устроены бойницы для ведения огня прямо из автомобиля, а в крыше — два люка. Внутри предусмотрено место для установки радиостанции и другого оборудования.
Подвеска — независимая торсионная. Все четыре колеса — ведущие. Повышению проходимости, кроме этого, способствуют автоматическая регулировка давления в шинах и высокий, 40-сантиметровый, дорожный просвет. «Тигр» имеет уникальные характеристики «песчаной» проходимости, что и понятно: ведь изначально он создавался именно для работы в пустыне. Он способен преодолевать барханы с углом въезда и съезда 52 градуса, уверенно карабкается по подъемам до 45 градусов. Диапазон рабочих температур — от —45°С до +50″С. Машина может преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метра. Управление ею не представляет особого труда, поскольку имеется гидроусилитель руля. Даже если представить практически невозможное — что броневик напрочь засядет в сложном грунте, то и здесь есть решение проблемы. Дело в том, что внедорожник может оснащаться лебедкой, которая в экстремальных ситуациях быстро поставит машину «на ход». Кстати, «Тигр» «обут» в уникальные покрышки «Мишлен» 335/80 R20, идентичные тем, на которых наши КамАЗы берут первые места в знаменитых гонках «Париж — Дакар», только чуть меньше размером. Перевозит «Тигр» до десяти человек.
Изначально этот бронеавтомобиль создавался, как уже отмечалось, для поставки на экспорт. Именно поэтому на нем устанавливались некоторые иностранные агрегаты, в частности американские турбодизели с промежуточным охлаждением воздуха Cummins В-180 и Cummins В-215 мощностью соответственно 180 и 215 л.с. На серийных машинах предусмотрена установка шестицилиндрового дизеля ГАЗ-562 с рабочим объемом 3,2 литра, мощностью 197 л.с. и 5-ступенчатой механической коробки передач, которые позволяют «Тигру» разгоняться до скорости 125—140 км/ч.
Двигатель ГАЗ-562 выпускается по лицензии австрийской фирмы Steyr Daimler-Puch AG. Он имеет систему турбонаддува и промежуточного охлаждения воздуха. Что немаловажно — двигатель экологичен, его токсичность соответствует нормам EURO-II. Масса двигателя — 320 килограммов.
Первые «Тигры» собирались на мощностях Горьковского автозавода. Но если дело пойдет на лад и силовикам потребуются значительные партии этого внедорожника, то к его производству готов и Арзамасский машиностроительный завод. Годовой выпуск «Тигров» может составлять порядка тысячи автомобилей.
Отдельный разговор о том, как можно использовать «Тигр» в армейских условиях. Для него предусмотрено несколько вариантов. Он идеально подходит в качестве командирской машины. Установи на «Тигре» пулемет, гранатомет или же установку противотанковых управляемых ракет, получится готовая боевая машина поддержки пехоты на поле боя. Если же использовать комплекс зенитных ракет, то это будет серьезное средство для борьбы с вертолетами и низколетящими самолетами противника. Кстати, все это вооружение по своим весовым характеристикам вполне вписывается в возможности броневика: он способен брать «на борт» до полутора тонн груза.
Любопытный вариант использования «Тигра» в качестве составной части мобильного комплекса высокоточного оружия «Грань» предложили в свое время специалисты Государственного унитарного предприятия «Конструкторское бюро машиностроения», в настоящее время приказавшего из-за (как бы это помягче сказать) «недальновидности» наших горе-экономистов долго жить. Основа комплекса — модернизированный миномет 2Б11 с управляемой миной. Как известно, миномет является очень мощным оружием, особенно в контрпартизанской войне в горных условиях. Там не всегда можно использовать тяжелые пушки и гаубицы, поэтому практически единственным серьезным средством для подавления оборудованных огневых точек может стать именно миномет, который будет доставляться в районы операций колесным внедорожником. Лучшей «кандидатуры» для этого по своим функциональным возможностям, чем «Тигр», не придумать.
Работа мобильного комплекса достаточно проста. «Тигр» вывозит миномет на позицию, расчет быстро — в течение не более трех минут — готовит его к бою. Надо подчеркнуть, что особой начальной точности наводки не требуется, поскольку основным боеприпасом «Грани» становится управляемая в полете мина, способная поражать цели на удалении от полутора до девяти километров. После выстрела бортовая электроника мины раскрывает стабилизаторы и рули автопилота, запускает маршевый двигатель. Наводка на цель осуществляется с помощью ее лазерной подсветки. Система управления огнем обеспечивает обнаружение целей на дальностях до 20 километров. Эффективность 11,2-килограммовой мины с 5,3 килограмма взрывчатого вещества оказывается очень высокой, поскольку мина падает на противника с углами подхода, близкими к 45 градусам.
«Тигр» может возить с собой боекомплект мин в количестве тридцати штук, из которых десять являются управляемыми. Как отмечают специалисты, эффективность одного комплекса «Грань» равна боевой эффективности батареи 122-мм самоходных артиллерийских установок.