Опубликовано: 06 Марта 2012
Обеспечение условий для безопасности жизнедеятельности человека, минимизация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и пожаров, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших задач государства, решение которых требует продуманной координации действий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.
Качество противодействия угрозам безопасности жизнедеятельности населения зависит в немалой степени от состояния нормативно-правовой базы Российской Федерации в этой сфере. В этой связи мне хотелось бы отметить некоторые результаты законопроектной работы в данной области.
В 2007–2009 гг. Государственной Думой было принято 11 федеральных законов, направленных на совершенствование законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности.
Очень не просто в 2008 г. шел процесс подготовки и рассмотрения одного из первых технических регламентов – Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. В ходе девяти месяцев работы над законопроектом было рассмотрено около 300 поправок, и он был принят.
В 2009 г. нашли свое решение вопросы, связанные с возможностью регулирования муниципальными правовыми актами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей в пределах компетенции органов местного самоуправления, уточнены полномочия структурных подразделений специальных подразделений Федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в особо важных и режимных организациях, а также их должностных лиц по осуществлению государственного пожарного надзора.
Сегодня приоритеты в законопроектной работе мы видим в сфере оптимизации законодательства Российской Федерации и дальнейшего развития нормативно-правовых основ обеспечения пожарной безопасности в связи с вступлением с 1 мая 2009 г. Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
И то, что в СМИ уделяется столь пристальное внимание вопросам обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе одному из важнейших составляющих противопожарной защиты населения – так называемому «фактору времени», будет способствовать дальнейшему улучшению качества защиты населения нашей страны от пожаров.
Вот этому «фактору времени» я хочу в своей статье уделить самое пристальное внимание, поскольку этот фактор оказывает решающее влияние на процесс развития пожара и причиняемый им социальный и материальный ущерб.
Время достижения опасных факторов пожара в помещениях (концентрация токсичных продуктов сгорания, температура газовой среды в помещении, содержание кислорода в помещении и др.) весьма незначительно и находится в пределах начальной стадии пожара. Статистика свидетельствует, что 98% общего числа погибших приходится на начальный период развития пожаров. Кроме того, в развитой фазе пожара существенно повышается вероятность перехода пожара на другие здания, увеличивается его площадь.
Поэтому в странах мирового сообщества требования к времени оперативного реагирования на пожар достаточно жестки и лежат в пределах от 5 до 10 мин (для городов), для сельской местности – до 20 мин. Некоторые данные по времени оперативного реагирования в ряде стран мира представлены в табл. 1.
Таблица 1. Данные по времени оперативного реагирования в ряде стран мира
Страна — Время оперативного реагирования
Германия — Оказание помощи в течение 8 мин с момента получения сообщения о пожаре
Англия — Осуществлено разделение районов города на классы в зависимости от уровня пожарной опасности (рассматривается 5 классов). Для каждого класса нормировано время прибытия оперативных подразделений к месту пожара и количества пожарной техники. Так, для класса пожарной опасности А время прибытия первого и второго пожарного автомобиля составляет 5 мин, третьего – 8 мин. Для класса В временные интервалы составляют: первый автомобиль – 5 мин, второй – 8 мин. Для класса С время прибытия первого автомобиля – 10 мин. Для класса Д время прибытия первого автомобиля – 20 мин
Франция — Время прибытия не превышает 10 мин в городах, 20 мин в сельской местности
Греция — Время прибытия составляет 10 мин в городах, 30 мин в сельской местности
Дания — Время прибытия не больше 10 мин в городах, 15 мин в сельской местности
Ирландия — Время прибытия не больше 10 мин в городах, 20 мин в сельской местности
США — Для районов городов с высоким уровнем пожарной опасности время прибытия 5 мин
Финляндия — Время прибытия – 10 мин для густонаселенных районов, 20 мин для остальных районов
Австралия — Время прибытия в городах – 10 мин, в сельской местности – 15 мин
До принятия Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 123) нормирование радиусов зон обслуживания пожарных частей в городских и сельских поселениях осуществлялось по СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Было определено: для городских и сельских поселений радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км.
Для промышленных объектов нормативы радиусов зон обслуживания определялись по СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий» и СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий». Было определено, что для сельскохозяйственных предприятий с категориями зданий по взрывопожарной и пожарной опасности А, Б и В, а также для зданий промышленных предприятий этих же категорий, но занимающих более 50% площади застройки, радиус зоны обслуживания пожарных депо принимается равным 2 км. Для сельскохозяйственных предприятий с преобладающими категориями зданий Г и Д, а также для зданий промышленных предприятий категорий А, Б и В, занимающих до 50% площади застройки, и категорий Г и Д радиус зоны обслуживания принимается равным 4 км.
Однако, как показывает анализ применимости ранее действовавших нормативов, существует ряд проблем в определении мест дислокаций и зон обслуживания подразделений пожарной охраны на основе пространственного параметра. Термин «радиус зоны обслуживания» предполагает размещение пожарного депо в центре окружности (или шестиугольника), определяемой как территория, обслуживаемая одной пожарной частью, что на практике возможно только в отдельных случаях. Населенный пункт не всегда представляет собой правильную фигуру. Чаще он располагается вдоль каких-либо транспортных магистралей (реки, железные дороги, шоссе и т.д.) и имеет площадь виде неправильной фигуры. При покрытии такой фигуры кругами (или шестиугольниками) с радиусом 3 км возникают «ничейные земли». При таком разделении территории населенного пункта на зоны обслуживания возникает пространственная неэквивалентность пожарных частей, имеющих одни и те же силы и средства. Неоднородны также и характеристики объектов обслуживания. При определении места размещения пожарных депо не учитываются градостроительные и транспортные характеристики населенных пунктов, особенности пожарной опасности веществ и материалов, обращаемых в зданиях и сооружениях, наличие элементов системы противопожарной защиты.
По действовавшей норме (3 км) участки застройки населенного пункта, имеющие здания IV–V степени огнестойкости (и являющиеся более пожароопасными), обслуживаются теми же силами и средствами пожарной охраны, что и участки, застроенные зданиями I–II степени огнестойкости. Характерным примером является сравнение населенных пунктов северных регионов России, где до 80% застройки населенного пункта составляют здания IV–V степени огнестойкости, с населенными пунктами центральной части России, в которых превалируют застройки II–III степени огнестойкости.
Не менее важную роль при размещении пожарных депо играет выбор маршрута следования до наиболее удаленных зданий и сооружений застройки на обслуживаемой территории. Возможны случаи, когда наиболее удаленная часть городской застройки соответствует нормам и лежит в пределах радиуса зоны обслуживания 3 км, но добраться до нее в силу различных обстоятельств не представляется возможным. Например, в г. Красногорске Московской области из-за того, что железная дорога делит город на две части, добраться до новостроек, находящихся на Ильинском шоссе, можно только через Москву. Другой пример – г. Архангельск, имеющий островное расположение. В радиусы выезда пожарных частей входят группы островов, находящихся в пределах городской черты. В летний период на острова можно переправиться на пароме, в зимний – по ледовой дороге, а в межсезонье переправа вообще отсутствует.
Исходя из этого, с учетом мирового опыта специалистами предложено при обосновании мест дислокаций и соответствующих зон обслуживания использовать не пространственный нормативный параметр, а временн?й. Это отражено в положениях ФЗ № 123. То есть дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 мин, а в сельских поселениях – 20 мин (п. 1 ст. 76 ФЗ № 123).
Можно обратить внимание на то, что в ряде стран мира (см. табл. 1) время прибытия более жесткое, нежели то, которое реализовано в ФЗ № 123. Принятие данного верхнего значения временного норматива (следует обратить внимание на то, что время прибытия может быть и меньше установленного законом норматива) для Российской Федерации связано с ее территориальными особенностями (особенно это касается регионов Сибири и Дальнего Востока). Принятие различных нормативов для городов и населенных пунктов связано с экономической целесообразностью.
Следует отметить, что наряду с положениями ФЗ № 123 на объекты специального назначения (подземные сооружения (метро), объекты военного назначения, объекты производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и др. (см. ст. 1 ФЗ № 123) необходимо разрабатывать требования пожарной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. То есть для обоснования времени прибытия пожарных подразделений на объекты специального назначения необходимо учитывать их специфику, и соответственно данное время может быть менее установленного законом норматива.
Чтобы оценить ситуацию со временем прибытия первого подразделения к месту вызова до принятия федерального ФЗ № 123, проанализируем статистические данные. На рис. 1 представлены усредненные за пятилетний период (с 2004 по 2008 г.) статистические данные и соответствующие распределения по времени прибытия к месту пожара по региональным центрам МЧС России и г. Москва. Как видно из распределений, пожарные подразделения в городах прибывали к месту пожара за время до 10 мин в пределах от 72 до 78% всех случаях пожаров. В г. Москве пожарные подразделения прибывали к месту пожара за время до 10 мин в 87% всех пожаров. В сельской местности статистическая картина иная. Меньше чем за 20 мин прибывали к месту пожара в пределах от 55 до 70% всех пожаров в зависимости от регионального центра.
Рассмотрим ряд важных моментов, связанных c организацией оперативного реагирования пожарных подразделений на вызовы в городских поселениях, городских округах и в поселениях сельской местности после введения в действие Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Давайте рассмотрим их по порядку. Во-первых, сложилось мнение, что после введения в действие данного закона наступят проблемы с выполнением установленных регламентом временных нормативов реагирования на вызовы в населенных пунктах, в частности, из-за транспортных проблем в городах (наличие пробок). Во-вторых, при невыполнении этих нормативов прокуроры будут привлекать пожарных к ответственности.
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте внимательно проанализируем формулировку п. 1ст. 76: «Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия (далее по тексту – о времени прибытия)». Ключевым словом в этой формулировке является слово «дислокация» и слова, сформулированные во множественном числе, – «подразделений пожарной охраны». Таким образом, обозначенные временные нормы регламента устанавливают требования к местам размещения пожарных подразделений на территориях населенных пунктов и сельских районов. При этом для действующих пожарных частей, с учетом скоростных режимов на транспортных магистралях, определяются границы территорий городских населенных пунктов и сельских районов, в пределах которых время прибытия первого подразделения пожарной охраны соответствует нормативным значениям, определенных п. 1 ст. 76 регламента – не более 10 мин для городских поселений и городских округов и не более 20 мин для сельских поселений. Назовем эти области областями нормативного обслуживания.
Соответственно на тех территориях населенных пунктов и сельских районов, которые находятся вне границ областей нормативного обслуживания, должны создаваться, с определением мест их дислокации, дополнительные подразделения пожарной охраны (с учетом различных ее видов – противопожарная служба субъекта РФ, ведомственная, муниципальная, частная или добровольная) в целях доведения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны до нормативных значений.
При этом следует отметить следующее: п. 4 ст. 6 ФЗ № 123 возлагает ответственность за обеспечение пожарной безопасности в городских и сельских поселениях на органы государственной власти, органы местного самоуправления. Поэтому эти органы должны создавать дополнительные подразделения пожарной охраны (строить пожарные депо) в целях доведения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны до нормативных значений (противопожарная служба субъекта РФ, муниципальная, частная или добровольная пожарная охрана), обеспечивать беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара (строить соответствующие скоростные разделители на дорогах для спецтранспорта), и др.
Таким образом, обозначенные временные нормы дают импульс по развитию различных видов пожарной охраны и к выполнению требований пожарной безопасности территорий поселений. Тем самым усиливается обеспечение пожарной безопасности граждан России.
В развитие Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» специалистами ФГУ ВНИИПО МЧС России разработан свод правил «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» и методические рекомендации «Определение мест размещения подразделений пожарной охраны в населенных пунктах в целях доведения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны до нормативного значения». Данные документы методически взаимосвязаны и позволяют произвести соответствующие расчеты по обоснованию мест размещения оперативных подразделений пожарной охраны в проектируемых и существующих населенных пунктах с учетом особенностей показателей пожарной опасности зданий (сооружении), параметров их системы противопожарной защиты, а также тактико-технических возможностей дежурного караула, выезжающего на тушение пожара. При этом учитываются особенности населенных пунктов по скоростным режимам.
В частности, предложено оценивать скорость следования дежурного караула на место пожара для наиболее неблагоприятно влияющих на нее факторов (состояние дорог, особенности ландшафта, климатические особенности периода года и др.). Учет этих особенностей производится следующим образом. Для транспортной сети населенного пункта строятся статистические распределения (гистограмма) скорости движения пожарных автомобилей. Данные о скорости движения пожарных автомобилей получают либо путем анализа статистической информации по выездам подразделений пожарной охраны на вызовы, либо экспериментальным методом путем измерения скорости движения автомобилей по транспортной сети населенного пункта.
Используя статистические распределения, определяют средние значения и среднеквадратичные отклонения скорости движения автомобилей по соответствующим расчетным формулам математической статистики. С целью учета неблагоприятных факторов, влияющих на скорость следования (состояние дорог, особенности ландшафта, климатические особенности периода года и др.), для каждой транспортной магистрали определяют искомое значение скорости движения пожарного автомобиля. Полученное значение используется в дальнейших расчетах по обоснованию зон нормативного обслуживания пожарных частей. Для примера: статистические исследования базы данных по пожарам в Московской области за 2007–2008 гг. показали, что искомое значение скорости следования дежурного караула на место пожара для городов должно составлять порядка 30 км/час, для сельской местности – порядка 40 км/час.
Таким образом, как мы видим, требования ст. 76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов вполне обоснованны, учитывают географические и климатические особенности нашей страны и обеспечивают защищенность нашего населения от пожара.
Автор: В.А.Востротин. депутат государственной думы
Источник: Журнал-каталог «Пожарная автоматика-2011»