Опубликовано: 21 Мая 2013

Во многих случаях потеря бизнесменами бдительности перед посадкой в самолет объясняется их привычной доверять системам безопасности банков и иных крупных организаций, тем более что здание аэропорта действительно буквально напичкано камерами слежения. Тем не менее понимание того, как устроены системы видеонаблюдения в аэропортах и для чего они нужны в первую очередь, приведет к осознанию их несовершенств и важности собственного контроля за своим багажом.
Системы видеонаблюдения аэропорта используются для широкого спектра задач обеспечения безопасности. Это контроль потока грузов и людей в стенах аэропорта, фиксация всего происходящего и только затем – способ обеспечения личной безопасности пассажиров. Понятно, что службе авиационной безопасности (САБ) никак не обойтись без видеокамер, учитывая размеры помещений и количество ежедневно прилетающих и вылетающих людей. Но одни только камеры были бы бесполезны без новейших модулей распознавания лиц и идентификации личности, а также систем захвата номерных знаков автомобилей при съемке снаружи здания. Для того чтобы работники САБ могли разглядеть мельчайшие детали изображения, система видеонаблюдения аэропорта оснащается мегапиксельными IP-камерами, передающими изображение высокого разрешения.
Существует множество компаний, выпускающих отдельные компоненты для создания современной комплексной системы видеонаблюдения – купольные, стационарные и поворотные камеры, видеосерверы, датчики движения и т.д. Среди производителей можно назвать такие бренды, как ACTi, Arecont Vision, Microdigital, Hikvision, Brickcom, Axis, Mobotix, Acumen, EverFocus и др.
Разумеются, существуют и различные готовые решения для организации системы видеонаблюдения. В частности, можно отметить несколько российских фирм: «ЭЛВИС-НеоТек» с IP-видеосервером Orwell 2k с комплексом видеоаналитики, компанию DSSL с комплексной системой TRASSIR, которая специально разработана для аэропортов.
Важно понимать, что, как бы много камер ни использовала система безопасности аэропорта, как правило, у оператора имеется гораздо меньше мониторов. Так что практически нереально, чтобы человек отреагировал на нештатную ситуацию мгновенно. В этом случае помогают интеллектуальные решения, совмещающие системы видеонаблюдения и различные охранные датчики.
Также большую роль может сыграть набирающая обороты система видеоаналитики – такие камеры, используя специальные программные алгоритмы, самостоятельно могут определить, является ли та или иная ситуация потенциально опасной или нет, а также «пробить» по базе данных человека, выглядящего подозрительно или похожего на преступника / террориста. Конечно, от ошибок никто не застрахован, но именно поэтому в САБ пока еще команды отдают люди, а не компьютерные программы.
В случае с багажом ситуация обстоит иначе. Современные разработки систем видеонаблюдения предлагают варианты камер, реагирующих на несанкционированное движение в тех помещениях, где его быть не должно, или на шум – так что, если кто-то попытается стащить что-то из вашего чемодана, то он с большой долей вероятности будет задержан службой безопасности.
Но не стоит думать, что подобные системы – прерогатива западных аэропортов, в России они внедряются не менее активно. Для примера можно привести систему видеонаблюдения, которая была установлена в аэропорту «Пулково» в Санкт-Петербурге. Ее главной особенностью как раз является широкое использование интеллектуальных детекторов движения. Система управления телекамерами, расположенными на территории лётного поля аэропорта, базируясь на видеодетекторе движения с развитыми алгоритмами обработки видеосигнала, максимально автоматизировала процесс обнаружения движения и слежения за объектом в охраняемой зоне, например на VIP-стоянке.
Система включает в себя пять рабочих мест, более 70 стационарных и 11 скоростных поворотных камер. Регистрация видеоинформации производится в цифровом виде c аппаратным JPEG-кодированием, а архив хранится в течение недели. Стоит отметить, что вероятность правильного обнаружения человека камерой с датчиком движения определялась экспериментальным путем — при многократном пересечении «нарушителем» зоны контроля бегом, быстрым и медленным шагом в полный рост или согнувшись, – и для всех контролируемых зон превышала 90%.
Конечно, далеко не все аэропорты могут похвастаться столь развитой системой безопасности, но главные пункты авиасообщения оборудованы по последнему слову техники. Однако важно понимать, что все эти меры направлены на предотвращение террористических актов и иных ситуаций подобного масштаба. А в противодействии простым кражам они часто оказываются бессильны. Хотя, разумеется, видеозапись может посодействовать органам правопорядка в поиске преступника. Поэтому, даже находясь в крупном аэропорту, оборудованном по последнему слову техники, не упускайте из вида ручную кладь с документами, деньгами и рабочими материалами.

Автор: Глеб Кузнецов
Источник: Журнал «Безопасность: информационное обозрение», №4-2012