Опубликовано: 01 Марта 2008

Около года тому назад одному из авторов этой статьи довелось участвовать в
работе конференции по Autodesk Inventor (www.inventor.ru). Поразил один
примечательный факт: на вопрос, у кого на предприятии внедрен стандарт по
выпуску рабочей и проектно-конструкторской документации (РКД), из более чем 350
участников положительно ответили лишь несколько человек… И действительно,
проблема разработки и внедрения единых правил выпуска РКД является актуальной
для многих российских проектных организаций и конструкторских подразделений
предприятий. В частности, одной из важнейших остается задача организации
векторных файлов чертежей.


Внедрение единых правил выпуска рабочей проектно-конструкторской документации
(в том числе и документов, касающихся логистики) в рамках единого
информационного пространства является обязательным условием для предприятий,
участвующих в обеспечении всего жизненного цикла изделий. В этой статье мы
рассмотрим проблему создания и внедрения стандарта автоматизированного
проектирования на примере использования программного обеспечения AutoCAD, однако
данный подход может быть реализован и для других САПР.


Итак, в процессе разработки стандарта автоматизированного проектирования
необходимо решить следующие основополагающие вопросы:



  1. Определение элементов чертежа, подлежащих стандартизации.
  2. Разработка принципов распределения информации по слоям для повышения
    эффективности работы с чертежами.
  3. Выбор методов стандартизации текстовых и размерных стилей в контексте с
    принципами масштабирования.
  4. Разработка стандарта типовых изображений на основе использования блоков в
    чертежах в соответствии с общими стандартами САПР.
  5. Использование служебных файлов (шаблонов, файлов стандартов и т.п.) при
    внедрении стандартов САПР.
  6. Стандартизация свойств графических объектов AutoCAD в рамках стандарта
    предприятия.
  7. Выбор вариантов организации файла чертежа, определение стратегии выпуска РКД
    при создании сложных проектов.
  8. Разработка основных принципов разнесения информации по пространствам
    (пространство модели и пространство листа).
  9. Автоматизация процесса нормоконтроля на соответствие стандартам САПР;
    разработка методики полной проверки чертежа.
  10. Корректировка выпущенной и зарегистрированной электронной РКД.

Проблемы выпуска РКД на основе 3D-моделей и специализированных программных
продуктов мы планируем осветить в следующих номерах журнала. А пока рассмотрим
варианты решения первых шести из перечисленных вопросов, относящихся в большей
мере к разработке 2D-документации, опустив отдельные технические подробности.


Элементы чертежей, подлежащие стандартизации


Распределение информации по слоям


Для эффективного распределения информации по слоям необходимо введение в
имена слоев служебных символов, что позволит:


выстраивать иерархические структуры элементов чертежа;


распознавать и обрабатывать их программными средствами CAD-системы (при этом
следует учесть, что размещение какой-либо информации на служебном слое «0»
нерационально).


В примерах, приведенных в этой статье, служебным символом, с которого
начинаются все создаваемые пользователем файлы и слои шаблонов, является символ
«_» (подчеркивание).


Соблюдение этих простейших правил обеспечивает возможность дальнейшей
автоматической проверки чертежа на соответствие стандартам САПР. Остается «лишь»
разработать нужные процедуры и договориться о правилах их использования.


Стандарты форматов


Обязательным объектом стандартизации являются форматы листов (в соответствии
с требованиями ЕСКД). Шаблоны форматов состоят из рамок, штампов и гранок
соответствующих форм. При создании этих шаблонов необходимо минимизировать
количество используемых элементов чертежа — прежде всего таких, как слои,
блоки и текстовые стили. Кроме того, весьма желательно по мере создания шаблонов
утверждать их в нормоконтроле предприятия.


 


Рис. 1. Графический вид шаблона A1_HOR_F33_L1.dxf


Рис. 1. Графический вид шаблона A1_HOR_F33_L1.dxf


 


На рис. 1 представлен пример состава и организации шаблона формата A1
(горизонтальный, форма 33, лист 1). Заполнение штампов и гранок можно выполнить
по типу, представленному на рис. 2 или 3.


 


Рис. 2. Заполнение штампов и гранок средствами окна Свойства


Рис. 2. Заполнение штампов и гранок средствами окна
Свойства


 


Рис. 3. Заполнение штампов и гранок посредством Редактора атрибутов блоков


Рис. 3. Заполнение штампов и гранок посредством Редактора
атрибутов блоков


 


Рис. 4. Просмотр слоев шаблона формата A1 с помощью Диспетчера свойств слоев


Рис. 4. Просмотр слоев шаблона формата A1 с помощью
Диспетчера свойств слоев


 


Шаблон (рис. 4) содержит слой _F33_L1_, что означает: форма 33, лист
1. Слой _VP_ создан для размещения информации, не подлежащей выводу на
печать.


Следующим объектом стандартизации являются типы линий и их толщина. Для
2D-чертежей целесообразно увязать применяемые конструктором типы линий и их
толщины с именами слоев и цветом (в рамках соответствующих конструкций). В этой
статье предлагается реализация стандартов, построенная, в отличие от зарубежных
аналогов, на базе шаблонов, а не программ.


 


Рис. 5. Графический вид шаблона типов линий


Рис. 5. Графический вид шаблона типов линий


 


Шаблон типов линий (рис. 5) содержит графическое представление применяемых
типов линий и текстовых стилей, распределенных по цвету, толщине и слою.
Графическое представление удобно для присвоения примитивам требуемых свойств
посредством команды AutoCAD _matchprop.


 


Рис. 6. Просмотр слоев шаблона типов линий посредством Диспетчера свойств слоев


Рис. 6. Просмотр слоев шаблона типов линий посредством
Диспетчера свойств слоев


 


Типы линий, толщины, цвет и принадлежность слоям приведены в табл. 1 и на
рис. 6. Количество слоев зависит от специфики организации работы предприятия.


Стандарты текстов и размеров


Стандарты текстов и размеров базируются на ГОСТ и реализуются посредством
создания соответствующих текстовых и размерных стилей (табл. 2). Приведенный
выше шаблон типов линий также содержит графическое представление текстовых и
размерных стилей, распределенных по цвету и слою.


 


Рис. 7. Состав размерных стилей


Рис. 7. Состав размерных стилей


 


В процессе разработки конструкторской документации при необходимости можно
модифицировать номенклатуру текстовых и размерных стилей (например, удалить
ненужный стиль, добавить новый, изменить существующий и т.п.).


 



 



Типовые изображения на чертеже


Шаблоны типовых изображений и условных обозначений целесообразно оформлять в
виде динамических блоков, номенклатура которых во многом зависит от специфики
проектируемого изделия. В табл. 3 иллюстрируются состав и вид шаблонов этого
типа.


 


Таблица 3. Типовые изображения


Таблица 3. Типовые изображения


Использование служебных файлов


Для установки системных переменных AutoCAD, обеспечивающих корректное
использование разработанных шаблонов, а также для создания единой информационной
среды всех участников проектирования и строительства изделия, на наш взгляд,
целесообразно применять пакетные файлы типа SCR.


Пример учета специфики предприятия


В качестве примера учета специфики организации при создании и внедрении
стандарта автоматизированного проектирования приведем ФГУП «МП “Звездочка”», где
были реализованы следующие особенности:



  • созданы шаблоны и стили текста для различных групп конструкторов,
    корпусников (специалистов по корпусу судна), механиков, системщиков, электриков,
    хозяев помещений (чертежи установки оборудования);
  • при организации центра цифровой печати документации возникла необходимость
    конвертировать разработанную в AutoCAD РКД в TIFF-файлы растровой графики с
    сохранением формата и толщины линий графических объектов чертежа, что и было
    отражено в стандарте.

И наконец, мы совершенно уверены: обучение сотрудников организации —
необходимейший элемент процесса разработки стандарта САПР. Дело в том, что для
определения оптимальных параметров стандарта следует учитывать особенности
работы проектных групп. А для этого проектировщики должны уметь грамотно
выразить свои предпочтения: знать, какие варианты организации работы существуют,
на какие базовые подходы можно опираться… Из ряда уже отлаженных технологий
необходимо выбрать оптимальный вариант и модифицировать его в соответствии со
спецификой предприятия. Но когда начинается обсуждение разных подходов,
выясняется, что одни специалисты просто не понимают, о чем речь, другие считают
тот или иной вариант неподходящим, поскольку просто не владеют соответствующими
инструментами AutoCAD и полагают, что реализовать его будет сложно, и т.д.


Таким образом, первым этапом разработки стандартов является обучение
специалистов, после (а часто и в процессе) которого выясняются особенности
работы проектных отделов. В результате формируются грамотные технические
требования, и на их основе вырабатывается нормативный документ «Стандарт
предприятия при выпуске РКД с использованием САПР». Его согласованием и
утверждением завершается второй этап. Третий и последний этап разработки
стандарта САПР — подготовка технической базы для его внедрения: создание
необходимого набора служебных файлов, шаблонов, эталонных чертежей. Объем этой
работы в каждом конкретном случае различен.


Однако следует заметить, что главная проблема заключается все же не в выпуске
САПР-стандарта, а в его соблюдении всеми подразделениями предприятия. И решение
этой проблемы лежит в разработке прикладного программного приложения,
обеспечивающего автоматическое отслеживание соответствия выпускаемой электронной
РКД требованиям стандарта предприятия и ее интерактивную корректировку. Это, на
наш взгляд, позволит сделать процесс внедрения стандарта САПР более быстрым и
менее болезненным.


Нельзя обойти вниманием и тот факт, что ни одно судостроительное предприятие
не сможет построить «наукоемкое» судно или корабль без тесного ежедневного
сотрудничества государственного заказчика, завода-строителя, проектанта и
поставщиков оборудования. Чтобы исключить одну из причин «долгостроя», связанную
с обменом информацией между всеми участниками постройки, следует передавать
данные в исходном виде — электронный документ с электронной цифровой
подписью (ГОСТ 2.051-2006). Для этого необходимо, чтобы все участники
строительства изделия согласовывали разработанные стандарты предприятий по
формированию электронных оригиналов КД.


Конечно, мы далеки от мысли, что изложенный подход — единственно верный,
однако успех его реализации во ФГУП МП «Звездочка» (г. Северодвинск,
Архангельская область) и ФГУП СПМБМ «Малахит» (г. Санкт-Петербург) подтверждает
его актуальность и эффективность.

Автор: Александр Давидович, Юрий Платонов, Сергей Рогачев, Леонид Рябенький
Источник: САПР и графика
Сайт: www.sapr.ru